March, 23, 2013. Krasnodar

Краснодарская краевая филармония - Krasnodar Regional Philharmonia

www.

Н. Гусакова. Встречи у рояля.

Фредерик Шопен

"Шапки долой, господа! Пред вами гений!" (Роберт Шуман)

 

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (22.02.1810, Желязова Воля-1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции

 

Пред вами Гений, господа!

Пред вами Гений, господа!

И потрудитесь шляпы снять

Пред романтизмом, чья весна

Могла так музыкой дышать!

 

Программа концерта

1. Вальс, ми бемоль мажор.

2. Вальс, ми минор, посмертный вальс.

3. Баллада N2, фа мажор.

4. Ноктюрн, си бемоль минор.

5. Этюд N3.

6. Скерцо, си бемоль минор.

7. Фантазия-экспромт

 

Поэтические впечатления-импрессия

В ПРОЦЕССЕ

 

Весна? Весна! Весна, конечно!

Весна? Весна! Весна, конечно!

Начало равновесных дней -

Гармонии природы вешней

И радостных для всех вестей.

дописать

 

Прощаясь без гнетущих чувств

Прощаясь без гнетущих чувств

Со всем, что сердцу драго было

И оставляя дому грусть

И ту, которая любила,

 

Он устремляет в дальний путь,

Собрав неведомые силы

дописать

 

Стремясь соединиться с мыслью

Стремясь соединиться с мыслью,

Бегущей резвою строкой

В рояльных звуках

дописать

 

Душа поэта и рояля

Душа поэта и рояля

Купаясь в пене в унисон,

Воде чистейших струй внимает,

В божественную мощь - в любовь

 

Живёт и брызгами

 

Глубокой нотою идёт из переулочков Арбата

Глубокой нотою идёт

Из переулочков Арбата

Шопен, фантазия-экспромт,

Мелодия из жизни взята.

дописать

 

 

Вальс ми минор, посмертный вальс

Вальс ми минор, посмертный вальс,

Прощание с родным Парижем,*

Который был влюблён не в вас,

А в тех, кто в триумфе престижа

 

В бекарном скерцо в вальс вставал

На том балу, где нет экспромта [1],

Который смысл другой придал,

"Шопениане" в ритме рондо.

 

*точная дата написания.

[1] фантазия-экспромт. Ю. Григорович "Русские сезоны в Париже. Шопениана". Новая постановка: Включить фантазию-экспромт, чей драматизм

Критик

 

Дождь из стаккато

Дождь из стаккато, освящённый

Твореньем вдохновенных муз,

 

Чей заворожённый

 

Душа поэта из ноктюрнов, из вальсов, полонезов грёз

Душа поэта из ноктюрнов,

Из вальсов, полонезов грёз,

 

И чувственных невинных слёз

 

Чьё гармонично содержанье,

И романтичная судьба

 

Плескаясь в озере любви

Плескаясь в озере любви,

Импровизируя лучисто,

Над миром клавиш он парил

И счастием делился чистым,

 

Ритмичным почерком пера,

Романтикой своей свободы,

Когда он звукам жизнь давал,

Играясь временем длиннот их.

 

Импрозивировал влюбленный

Импрозивировал влюбленный,

Паря над миром упоённо,

Купаясь в романтизме лир

И нескончаемой любви.  

 

 

Писал стихи? Писал, быть может

Писал стихи? Писал, быть может,

Он клавишами

 

Спеша вслед новым впечатленьям

Спеша вслед новым впечатленьям,

Прощая без гнетущих чувств,

Творит шедевры, вне сомненья,

Мир без которых сер и пуст.

 

 

Ночной в ноктюрне разговор

Ночной в ноктюрне разговор

Лирично песнь любви слагает

И светлым чувствам присягает,

Когда любим ты и влюблён.

 

И всё вокруг с тобой кружится,

Мечтает, с грёзами живёт.

Как в романтизм твой не влюбиться?1

Ведь он о вечности поёт,

 

О глубине всех откровений,

О поэтической мечте,

Летящей высоко над всеми, -

О романтической душе.

 

Святая искренность признаний

Святая искренность признаний

Любимой в чувствах пусть цветёт

В любви, способной к состраданью,

Которая века пройдёт.

 

Мелодия столь филигранна

Мелодия столь филигранна

И сколь божественна она,

Словно бриллиант, сверкая в гранях,

И пламенеет с ней душа

 

Луна висящая

 

Безоблачных мечтаний

И упоение

 

И устремляясь в невесомость,

В безоблачность прелестных муз,

Слагает счастие весомо -

До самых Гименея уз.

 

Несущих и ведомых муз

 

С всепроникающим началом

Любви и волшебства её

 

С логическим концом финала

С развязкой и её умом

 

Штрихи, идущих вверх мелодий

Штрихи, идущих вверх мелодий

 

Быть баловнем своей судьбы

Быть баловнем своей судьбы
В ристократических салонах,
В богатстве жить, а не в пыли
И с превосходством музы томной

роскоши манеры томной

 

Бас в обертоне обернулся

Бас в обертоне обернулся

И выплеснулся с лирой чувств

 

Тоскует неподдельно грусть.

 

Как музыка его светла!

Как музыка его светла

И утончённо благородна!

Она - спасение от зла,

От глупостей и несвободы.

 

Творить такое невозможно!

Творить такое невозможно

Средь слякоти людского дня,

Куда заходит осторожно,

Стесняясь, робкая весна.

 

Крест католический [1]

Крест католический костёла

Уносит в поднебесье звук,

Поют где птицы

 

мысли высоко душу в облака,

Где безмятежно

 

[1] Церковь Св. Креста, Краков - Church of the Holy Cross

 

В столпе костёла его сердце

В столпе костёла его сердце -

В колонне, что слагает неф (проверить архитектуру внутри костёла)

 

*Сердце Ф. Шопена находится в колонне костёла Святого Креста.

Фредерик Шопен - музыкальное переложение для органа! Открытие класса органа в Краснодарской Консерватории!

Отнять Актовый зал Краснодарского краевого суда у законодательных депутатов!

Консерватория нужна в центре города

 

Ноктюрны, вальсы, полонезы

Ноктюрны, вальсы, полонезы,

Мазурки, что в балладах чувств

В гармониях  экспромтов, скерцо

Прелюдно [1] прививали вкус

 

К богатству польских интонаций,

Славянских ладов и тонов,

К дворцовым самобытным танцам -

Родным мелодиям из снов,

 

Чьё гармоничное звучанье

Так поражало естество

Знакомым языком призванья

Как будто было им само.

 

[1] Прелюдии, рондо Ф. Шопена.

 

Играть Шопена невозможно

Играть Шопена невозможно.

Шопеном надо просто быть,

Импровизировать так сложно,

Когда бы не было любви.

 

И упиваяся творить

 

Концерт охватывает всё

Концерт охватывает всё,

Что он творил, что светом дышит,

Что говорит всем о любви

и о весне, в которой  дышат

 

Его

 

 

В любом творящий состоянье

В любом творящий состоянье

Полёта вдохновлённых чувств

 

 

Белая луна

Дорожка света от луны,

Бежавшая чрез вешний сад

Свиданье с той, кого любил,

Вновь переводит мысль назад,

 

Как жизнь сложилася бы с той,

Которая имела всё

 

 

 

Последнее письмо Мари

Последнее письмо Мари

 

[1] юная полька Мария Водзиньская.

 

Стоящий на коленях чувств

 

Убить, поставить на колени...

Убить, поставить на колени...

Лукрециям же всё равно:

Пред ними гений иль не гений,

Когда в них менее его.

 

Чужой в салонном окруженье

Чужой в салонном окруженье,

Где равнодушие внутри

 

Что может быть прелестней Вены?

Что может быть прелестней Вены?

Конечно, Вена! В этом ль спор?

Её апломб и вдохновенье?

Зарядный позитивный столб [1]

ljgbcfnm

 

[1] музыкальные Вена, Веймар, Дрезден, Прага, Неаполь, Сорренто - какие-то космические энергетические окна, цвета где неба ярче, звонче, и где ликует вечный май.

 

Париж! Его дворцы, соборы...

Париж! Его дворцы, соборы,

Святое сердце Сакре-Кёр,

Аристократии салоны,

Бальзак где, Лист и Мендельсон

 

Играли, творчеством блистая

 

Этюд в концертном исполненьи

Этюд в концертном исполненьи,

Чей ритм и польский колорит

Несли мелодику сомнений

О бесконечности любви

 

На фоне полонезов, вальсов,

Ноктюрнов с призрачной луной

 

Концерт слагая лучший свой.

 

Пишу этюд в старинном стиле

Пишу этюд в старинном стиле

И в нём хочу нарисовать

Я замки, где родные жили,

Где на балах кружилась знать

написать

 

Аврора! Яркая Аврора! [1]

Аврора! Яркая Аврора

В сиянье солнца и луны!

Экспрессия

 

В знамёнах алых революций,

В призывах мир перевернуть

 

Энергию и мощь дающей

силы

 

[1] баронесса Дюдеван. Литературный псевдоним "Жорж Санд".

 

Ручей, сверкающий на солнце

Ручей, сверкающий на солнце

Кристально чистою водой,

Бегущий со скалы

 

 журчащий

 

Порой стремительно и быстро,

А то, застыв, чтоб отдохнуть

 

Капризной музой был Шопен (1)

Капризной музой был Шопен -

Возмездие и вызов свету,

Отверг который жизнь проблем

И посвятил её сонетам

дописать

 

Окно, ведущее в мир грёз

Окно, ведущее в мир грёз

И романтических свиданий

 

Открыты окна нараспашку

Открыты окна нараспашку

Души, готова в миг с волной

Смести с дороги все уклады

И ринуться в последний бой.

 

ой звук творить

 

Аккордный взмах янтарной злобы

Аккордный взмах янтарной злобы,

Эмоций - тех, что через край

Питали творчество

 

И экспрессивность всех начал,

С волной несущих новый вал

 

Авроры [1] белый гиацинт

Авроры белый гиацинт,

Чей нежный запах - душ смущенье,

Собой б прелестный лик затмил,

Когда бы не было свеченья

 

Любви и нежных, светлых чувств,

Чьё вдохновения свободы,  творимых

Романтики - - свободы природы

Гармоний светлых,   грусть

Затмить на миг способна

 

[1] Жорж Санд.

 

И нитка жемчуга Авроры

И нитка жемчуга Авроры

Из капель утренней росы

Повисла на груди кулоном

 

Капризной музой был Шопен (2)

Капризной музой был Шопен.

Его божественные вальсы

Под шёпот звёзд в ноктюрнах пен

Жемчужины слагали власти,

 

Что упивалася собой

И управляла вдохновеньем

муз твореньем

 

Душа и гений фортепиано!

Душа и гений фортепиано!

Его неповторимый стиль,

Летящий, светлый звук, непьяный

 

 

 

 

Поэт и гений фортепиано

Поэт и гений фортепиано

 

 

Он тонок, чуток, ироничен

Он тонок, чуток, ироничен,

Обидчив,

 

коль задеть слегка,

Комок из нервов, гармоничен,

Когда ведёт  

ПЕРЕПИСАТЬ

И лёгкая его рука

 

Что поражает? Нотный штиль! [1]

Что поражает? Нотный штиль!

Спокойный, ровный, каллиграфный

И точки нот, особый стиль,

Весь состоящий из стаккато,

 

Вперёд идущих, ровно, в такт,

Чьи вертикальнейшие штили

С хвостами совершали взмах

Мелодии, рождённой в крыльях.

 

Каракули моих стихов

Каракули моих стихов,

Спешащих музыку впитать

И мысль со звуком обогнать,

Вдруг вырвалися из оков

 

И над тетрадью полетели,

Пером едва крокуя лист

 

[1] Вполне возможно, что ноты Ф. Шопена кто-то переписывал начисто (если сравнить ноты с нервным росчерком подписи Ф. Шопена). Жорж Санд, которая выхаживала Ф. Шопена во время болезней? Сравнить почерки

 

Автограф воскрешает память

Автограф воскрешает память

И пылкость неуёмных чувств

 

 

Мать не могла его делить

Мать не могла его делить,

К тому же со своею кровью, -

Дочь стала с Фредериком жить

Всепобеждающей любовью?

 

Огульно обвинён в измене?

Огульно обвинён в измене

В припадках ревности цветка?

 

Конфликты - новые творенья

Конфликты - новые творенья.

В них всплески чувств и вдохновенье

Что гения могло питать

 

Конфликт последний

Конфликт последний. Только рвать

Все узы, что меж ними были

И душу от себя спасать.

Но как же искренне любили

 

Они! - не описать пером,

Сколь много лирики и света

В дыханье музыки

двоём

е, что могла сверкать

И душу разрывать поэта.

 

Творца поставив на колени

Творца вдруг ставит на колени...

А коли сам на них он стал,

Устав от творческих сомнений

И от любви, что не достал

 

Творец непознанных мелодий,

Чей самобытный колорит

Незыблемость ладов низводит,

Пестуя гармоничный ритм.

 

И чёрным стал вдруг белый свет

Разрыв с Ж. Санд (по картинам видеоряда)

И чёрным стал вдруг белый свет,

Лик, силуэты в чёрных платьях... -

Минор впустил в себя поэт -

И похоронный марш распятий,

 

Сгущая краски наяву

И приближая звуком смерти

 

умер вдруг поэт

Контрастный

 

Лукреция в ней ожила

Лукреция в ней ожила,

Убив его небрежным словом

И в миг в могилу загнала.

Долою шапки! - Гений слова!

 

Ком в горле

Ком в горле. Не экспромт, а драма

Истерзанной огнём души,

Чьё бездыханное сопрано

Святым уж не могло  всем мстить.

 

стаккато

 

Размытость ветхих силуэтов

Размытость ветхих силуэтов

На фоне чёткого креста

И клятвы

Любви

Средь роз застыл навеки Гений

Средь роз застыл навеки Гений

В порыве вдохновенных мук,

Чьё творчество - у поколений

Классический слагало дух.

 

Средь роз стоящий на коленях

Средь роз стоящий на коленях

Застыл он в камне навсегда,

Как признанный скиталец-гений,

Чья безысходная судьба

 

Несла его на крыльях счастья,

Раздумий о своей любви

И тягостного чувства власти,

Покой которой стоил сил.

 

Рассказ и музыка в картинах!

К камерным концертам тщательно готовятся

Все произведения исполняются наизусть

Беседа с залом 23 марта сопровождалась

Профессионально подобранным, богатым стилями компьютерным видеорядом со спецэффектами (портреты, картины & рисунки (масло, акварель, карандаш, перо), фотографии,  эскизы, ноты, экс-либрисы Ф. Шопена, коллажи *)  - Ф.И.О. мастера**?

*материал хорош для тематической художественной выставки в ЦВЗ, МКЗ, КХМ!

** поблагодарить, поощрить Краснодарского музыкального и художественного новатора-сценариста! Развитие музыкальной литературы, музыковедения и искусствоведения в г. Краснодаре!

Активизируются чувства!

Активизируются чувства!

Ассоциаций плотный ряд

Вперёд стремится, чтоб вернуться

Многоступенчато назад

 

 

27 апреля 2013г. в 13.00. Наталья Гусакова. Встречи у рояля. Ференц Лист

"Если бы Лист вёл дневник" [1]

профессиональная видеосъёмка развивающего ассоциативного концерта!

ЯВКА ВСЕМ УЧАЩИМСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ИМ. Г.Ф. ПОНОМАРЕНКО ОБЯЗАТЕЛЬНА!

СС: Музыкальное училище им. НА. Римского-Корсакова

СС: Университет культуры

 

Когда бы Лист дневник свой вёл

Когда бы Лист дневник свой вёл

И все фиксировал в нём встречи,

Тогда б нашла с ним отчий дом,

Восстановив миг скоротечный

 

В Теплицком замке, где играл

Шопен и Лист, бывал где Гёте,

Где Фикельмонов бал блистал,

Где польки слушались охотней.

 

Георг Кордик. Портрет Ференца Листа.

 

Независимый Интернет-рейтинг. Встречи у рояля: 2013/2014

1. Бах И.С. / Bach, J.S.
2. Бетховен, Л.в. / Beethoven, L.v.
3. Брамс, И. / Brahms, J.
4. Шопен, Ф. / Chopin, F.
5. Дебюсси, К. / Debussy, C.
6. Гайдн, Й. / Haydn, F.J.
7. Лист, Ф. / Liszt, F.
8. Моцарт, В.A. / Mozart, W.A.
9. Мендельсон, Ф. /Mendelssohn, F.
10. Шуберт, Ф. / Schubert, F.
11. Шуман, Р. / Schumann, R.
12. Чайковский, П.И. / Tchaikovsky, P.
13. Вивальди, А. / Vivaldi, A.

Hosted by uCoz